19 апреля 2022 года. Архиерейское богослужение

Опубликовано Опубликовано в рубрике Без рубрики

В Великий вторник, 19 апреля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Литургию Преждосвященных Даров в храме великомученицы Екатерины Рязани.

Наставление после богослужения владыка посвятил выражению «Час Христов» и объяснению этих слов:

– Великим постом Церковь рекомендует своим чадам чаще читать Евангелие. На протяжении Великой Четыредесятницы прочитываются тексты трех евангелистов-синоптиков Матфея, Марка и Луки. А на Страстной седмице в первые три дня прочитывается около половины Евангелия от Иоанна, остальное же дочитывается на утрене Великого Пятка.

Евангелие от Иоанна имеет особый язык, в котором много своих понятий, отличающихся от тех, что мы видим у первых трех евангелистов. В Евангелии от Иоанна на протяжении всего повествования нередко встречается выражение «час Христов». Перед тем как Христос совершил первое чудо, знамение в Кане Галилейской, претворив воду в вино, Мать просила Его помочь участникам брака, потому что у них не было вина. Господь же в ответ сказал – «Еще не пришел час Мой». И потом, на протяжении всех трех лет служения Господь еще не раз повторит эти слова. Так, когда однажды Христа хотели побить камнями, евангелист замечает: «Еще не пришел час Его». Что это за таинственный час, особое время Христа, о котором Он постоянно говорит?

Эти слова мы читаем в Евангелии от Иоанна. Обычно под неким часом человека мы подразумеваем вершину, которой он может достичь. В греческом языке для такой вершины даже есть понятие «акме» («ακμή»). Для спортсмена – это его спортивные достижения, для воина – его слава и победы, для человека творческого – реализация его способностей. А что означит час в отношении Христа?

Когда Господь говорит о Своем часе, Он говорит не о Своей славе, величии и даже не о Воскресении. Христос, говоря о Своем часе, имеет в виду Свое распятие, страшный час Голгофский, когда Он отдает Свою жизнь за мир, за всех людей земли, все человечество. Мир на языке Евангелия от Иоанна – это стихия, противоположная Богу. Мир ненавидит Христа, живет своими идеалами и ценностями, и потому, как говорит апостол Иоанн Богослов в послании, любовь к миру – вражда к Богу. Но Господь любит этот мир, и его пришел спасти Сын Божий. На тот самый час распятия Господь приходит в мир. Ради этого Он проходит все ступени человеческого бытия – рождение, обрезание, возрастание – чтобы отдать Свою жизнь и Своей кровью скрепить наступление Нового Завета, союза между Богом и человеком.

Час Христов – это час Его жертвенной смерти, и потому, когда речь идет о мучениках нашей Церкви, можно сказать, что их час – тот, когда они отдают жизнь за Христа, своей кровью свидетельствуя об истине Христовой веры. Для воинов час – когда он умирает за своих друзей, братьев, Отечество. И для каждого из нас, дорогие братья и сестры, наш час – это не когда мы пребываем в расслаблении и отдыха, хотя именно так сегодня воспринимается самое главное и ценное – как возможность отдохнуть, расслабиться или поймать момент славы. Нет! У любого христианина его час – это когда он в наибольшей степени отвечает идеалу следования за Христом, идеалу Христовой любви. Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, ожидая часа Христова, воспоминания спасительных Страстей Господних, стараться подражать Христу, следовать за Ним, думая о том, как Господь отдает Свою жизнь и нас призывает к жертвенному подвигу за други своя.

*   *   * 

В этот день за усердное многолетнее служение Святой Церкви к празднику Пасхи настоятель Покровского храма села Петровичи протоиерей Александр Москвитин, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи села Алеканово иерей Владимир Любимский и клирик Екатерининского храма иерей Вячеслав Савинцев были удостоены права ношения палицы.

Смотреть фотографии на сайте Рязанской епархии