Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) • Рязанская епархия

О ХРАМЕ

Храм великомученицы Екатерины города Рязани

История храма


Деревянная церковь Екатерины с приделом преподобного Онуфрия существовала в Переяславле Рязанском (с 1778 г. – Рязань) еще в начале XVII века. Она стояла за Глебовскими воротами, на территории Острога, в Стрелецкой слободе (ныне район Соборной площади). В 1697–1699 гг. взамен деревянной церкви возвели каменную, с Георгиевским приделом. Появление придела, очевидно, связано с располагавшейся недалеко Георгиевской церковью, которая упоминалась в документах 1-й половины XVII века, а ко времени возведения каменной Екатерининской церкви прекратила свое существование. По И.В. Добролюбову, подрядчиком при строительстве выступал известный русский зодчий, построивший в те же годы Успенский с обор Рязанского кремля Я.Г. Бухвостов. Местонахождение церкви отмечено на плане Переяславля Рязанского начала 1770 года.

Точное время разборки острожной Екатерининской церкви неизвестно, но судя по планам Рязани, это произошло не позднее 1780 года, когда церковь вместе с постройками Острога исчезает, а на их месте появляется огромная площадь, предназначенная к застройке по периметру. Причиной ликвидации храма в данном месте явилось начало застройки города по регулярному плану 1780 года.

План застройки Рязани 1780 года предполагал возведение каменных приходских храмов в новых кварталах города. Некоторые из запланированных церквей уже были обозначены на плане – на площадях, при пересечении улиц, однако Екатерининской церкви на плане нет.
Добролюбов утверждает, что церковь была построена на новом месте в 1798 году. Это была территория так называемой Солдатской слободы (район ул. Маяковского и Чапаева), расположенная на западной окраине города и предназначенная под застройку домами отставных солдат. На локальном плане Рязани 1818 года обозначен «квартал, отданный на строение солдатов». Таким образом, в социальном составе прихода Екатерининского храма просматривается определенная «воинская» преемственность, явно неслучайная: в XVII веке значительную часть прихода (6 дворов из 26) составляли стрельцы, в XIX веке на смену им пришли отставные солдаты.

Здание церкви выстроили на высоком обрывистом левом берегу реки Лыбеди. На плане Рязани 1780-х – начала 1790 годов церковь уже обозначена, присутствует она и на плане М. Тулаева 1794 года, т.е. датировка ее построения у Добролюбова (1798 г.) не вполне корректна. Возможно, в 1780 году была возведена деревянная церковь, которую в 1798 году заменили каменной, или сразу, в 1780-е – начале 1790-х годов был построен каменный храм. На плане Тулаева видно, что церковь стоит на мысу, с трех сторон огражденном руслом Лыбеди и большим оврагом. Подойти к храму можно было единственно с западной стороны, от Солдатской слободы. Овраг не позволил реализовать застройку вокруг церкви по регулярному плану 1780 года: две улицы (ныне ул. Кудрявцева и Пролетарская) не дошли до церкви, образовавшийся в результате околоцерковный квартал застраивался фрагментарно, почти хаотично. На локальном плане кварталов Рязани 1807 года в непосредственной близости от церкви показаны владения людей разного звания: дворян, церковников, мелких канцеляристов, отпущенных на волю крепостных.

В 1804 году рязанский купец Е.С. Гордеев получил разрешение городской думы на устройство плотины и мельницы на реке Лыбеди. Плотину и образовавшийся большой пруд – главный городской резервуар на случай пожаров – именовали Екатерининскими, т.к. церковь оказалась прямо на берегу пруда, украшая своим силуэтом панораму западных кварталов города и доминируя над ними.

Со временем мимо церкви прошла одноименная улица, она шла вниз, к Лыбеди и мясным рядам. Во второй половине XIX века мясной базар перенесли от Лыбеди к церкви, а на Екатерининской улице развернулась торговля овощами, зеленью и мелочным товаром. В 1880 году в документах ГАРО упоминается Екатерининская площадь – видимо, имеется в виду территория вокруг церкви.

Первоначально в церкви имелось два придела: во имя Рождества Богородицы и Георгия Победоносца. В 1906 году, после устройства придела великомученицы Екатерины, их стало три. Придел Рождества Богородицы размещался в холодной трапезной, придел Екатерины – справа, а Георгия – слева в теплой трапезной.

До 1836 года при церкви была отдельно стоящая колокольня, в 1885 году ее соединили с расширенной трапезной. Своды трапезной разобрали, а наружные стены частично использовали как внутренние столбы для опоры стропильных конструкций крыши и плоского дощатого перекрытия.

В конце XIX века в приходе церкви состояло более 180 дворов и свыше 1100 прихожан. Это был один из самых больших, хотя далеко не самых богатых приходов Рязани. Его составляли жители близлежащих улиц, среди которых спустя десятилетия уже не наблюдалось преобладание солдат, а присутствовали представители самых разных сословий, от дворянства до крестьянства. Известно, что в конце XIX – начале XX века в числе прихожан Екатерининской церкви числилась семья родного брата основоположника современной космонавтики К.Э. Циолковского Иосифа Эдуардовича (1854–1916).

Штат церкви составлял один священник и два псаломщика. Самым известным служителем храма стал выдающийся композитор, автор духовной музыки протоиерей Михаил Александрович Виноградов (1810–1888). Он написал 37 произведений, некоторые из которых – духовные песнопения «Милость Мира» и «Тебе поем» – по утверждению рязанского историка Д.Д. Солодовникова, были очень популярны, их исполняли в каждом храме. Виноградова являлся настоятелем Екатерининского храма в 1870–1882 гг.

В 1880-х годах Екатерининскую церковь вновь реконструировали: к колокольне пристроили дополнительные помещения. Вокруг церкви сделали ажурную металлическую ограду на кирпичном цоколе с арочными воротами и калитками; кирпичные столбы ограды завершались шарами. Стены и своды четверика расписали заново. Ограда церкви не сохранилась.
Рядом с церковью, за оградой стояло кирпичное здание церковноприходской школы, выстроенное на средства попечителя школы Евлампия Ефимовича Акимова, которое также не сохранилось.

В первые годы советской власти в Екатерининской церкви еще продолжались службы, окончательно они прекратились в 1935 году. О судьбе иконостаса и старинного церковного убранства сведений нет.

В последующие годы городские кварталы вокруг церкви были снесены, на их месте устроили городской, позднее Центральный колхозный рынок. В 1919 году улицу Екатерининскую переименовали во 2-ю Пролетарскую, а в 1964 году – в Спартаковскую. Позднее она исчезла, став частью Центрального рынка.

В 1930 годы около церкви находился молочный павильон городского рынка. Помещение храма также использовалось под торговый павильон рынка, а кроме того, под столовую и парикмахерскую. В связи с этим верхние ярусы колокольни были разобраны, а в четверике и апсиде устроены междуэтажные перекрытия, над окнами второго света храма стесаны барочные бровки.

Екатерининский пруд просуществовал до середины XX века, затем был спущен, в 1958 году, а на его месте построили стадион «Спартак». В 1970-е годы реку Лыбедь заключили в трубу. Эти ландшафтные изменения обеднили панораму местности, лишили здание церкви былой живописности.

С 1978 по 1990 годы Рязанским научно-реставрационным управлением в церкви велись реставрационные работы, в ходе которых были разобраны поздние перегородки и перекрытия. По проекту архитектора С.Г. Варганова были восстановлены свод и кровля четверика с главой и крестом, крыша трапезной, дверные и оконные заполнения.
В 1991 году храм был передан Рязанской епархии Русской Православной Церкви и с этого момента началось его восстановление. 7 декабря 1991 года был отслужен первый молебен, а уже 8 ноября 1992 года состоялось Великое освящение храма, которое совершил архиепископ Рязанский и Касимовский Симон. Первое время богослужения совершались несколько раз в неделю, а после увеличения штата священнослужителей совершаются ежедневно.

Настоятель и клирики храма


  • Митрополит Рязанский и Михайловский МАРК
    Настоятель храма
  • Иерей Дионисий Патрушев
    Ключарь храма, благочинный Восточного округа города Рязани
  • Иерей Вячеслав Савинцев
    Клирик храма
  • Иерей Григорий Косов
    Клирик храма
  • Иерей Артемий Пархоменко
    Клирик храма

События