7 декабря Православная Церковь вспоминает угодницу Божию, которой было усвоено наименование великомученицы – святую Екатерину. Великомучениками называют лишь тех святых, которые претерпели особенно тяжелые и продолжительные мучения и проявили чрезвычайную твердость в вере. В число таких несгибаемых и мужественных свидетелей о Христе входит и святая Екатерина. Ее глубоко почитают верующие, и в Рязани свидетельством такого почитания является посвященный ей храм. В нем в день престольного праздника Божественную литургию совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
В наставлении после богослужения владыка вновь предложил всмотреться в образ великомученицы Екатерины, в ее подвиг, и обратил внимание верующих на одно из важных качеств, которые отличали ее от многих других людей, как современников святой, так и ныне живущих:
– Немало древних храмов на просторах нашей Руси, дорогие братья и сестры, и даже в таких великих городах, как Киев и Новгород, посвящены Софии, Премудрости Божией. Что значит София, и кому посвящены эти храмы? Может показаться, что люди посвятили эти храмы Софии – матери мучениц Веры, Надежды, Любови. Но нет, эти храмы посвящены Христу!
Апостол Павел говорит: «Христос – это Божия Сила и Божия Премудрость». Почему же именно эти храмы, повещённые Господу нашему Иисусу Христу, связаны с Премудростью? Да потому что идеал древнего грека – это идеал премудрости, неслучайно же в истории Греции так почитали и прославляли древних мудрецов. Они были идеалом этой жизни и отношения к ней, как к пути, главная цель которого – стяжание премудрости.
Называя храмы в честь Софии, Премудрости Божией, и ей же посвятив главный храм в древнем Константинополе, греки соединили свой древний идеал премудрости и веру во Христа Спасителя, как в истинного Носителя Премудрости.
Это стремление к стяжанию премудрости было свойственно и юной девице Екатерине, вспоминаемой Церковью сегодня. Она стремилась к премудрости и нашла ее – нашла Христа, в котором обрела полноту Премудрости и свое счастье. Господь обручил ее Себе, и она хранила Ему верность. К этому исканию премудрости присовокупилось стояние в вере и свидетельство о ней, подвиг мученичества.
Юная дева Екатерина была непреклонна в своих христианских убеждениях, и никоим образом невозможно было склонить ее к поклонению языческим богам. Несмотря на угрозы и разного рода обещания и соблазны, она сумела убедить 50 мудрецов Египта в том, что ее вера истинна, и оппоненты не только были посрамлены, но и сами обратились ко Христу. Святая же до конца испила чашу страданий: ее подвергли жестоким мучениям, колесованию. Был такой древний способ мучительных истязаний, когда человека привязывали к колесу и острые ножи иссякали его плоть. В конце концов Екатерина, победившая мучителей и стяжавшая истинную премудрость, была усечена мечом.
Мы, дорогие братья и сестры, часто проводим наши дни как щепки, носимые бурными волнами житейского моря. Где же наше искание премудрости, где наше желание стяжать ее и прийти к ее Источнику?
В греческом языке есть такое слово – «логос» (λόγος). Во-первых, это наименование Сына Божия до воплощения – Христос есть Логос, Слово Божие. Во-вторых, оно означает еще и мудрость, премудрость, учение. Так что Божественное Слово является Источником Премудрости. Примечательно, что одно из обозначений животных по-гречески звучит как άλογο: частица отрицания и слово логос, то есть «бессловесное, неразумное, немудрое».
Но ведь часто и мы ведем себя как животные! Мы не стремимся к премудрости и живем как человекообразные животные. Юная дева Екатерина показывает нам пример стремления к премудрости и стяжания ее, образец верности Слову Божию.
Ее жизнь как христианки продолжалась совсем недолго. А мы годами ходим в храм Божий, но так и не можем ничему научиться. Дай нам Бог, дорогие братья и сестры, жить в искании премудрости, слова Божия. И пусть пример великомученицы Екатерины направляет и вдохновляет нас в этом шествии к Слову Божию, Божией Премудрости.
Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"
Официальный сайт Рязанской Епархии
В наставлении после богослужения владыка вновь предложил всмотреться в образ великомученицы Екатерины, в ее подвиг, и обратил внимание верующих на одно из важных качеств, которые отличали ее от многих других людей, как современников святой, так и ныне живущих:
– Немало древних храмов на просторах нашей Руси, дорогие братья и сестры, и даже в таких великих городах, как Киев и Новгород, посвящены Софии, Премудрости Божией. Что значит София, и кому посвящены эти храмы? Может показаться, что люди посвятили эти храмы Софии – матери мучениц Веры, Надежды, Любови. Но нет, эти храмы посвящены Христу!
Апостол Павел говорит: «Христос – это Божия Сила и Божия Премудрость». Почему же именно эти храмы, повещённые Господу нашему Иисусу Христу, связаны с Премудростью? Да потому что идеал древнего грека – это идеал премудрости, неслучайно же в истории Греции так почитали и прославляли древних мудрецов. Они были идеалом этой жизни и отношения к ней, как к пути, главная цель которого – стяжание премудрости.
Называя храмы в честь Софии, Премудрости Божией, и ей же посвятив главный храм в древнем Константинополе, греки соединили свой древний идеал премудрости и веру во Христа Спасителя, как в истинного Носителя Премудрости.
Это стремление к стяжанию премудрости было свойственно и юной девице Екатерине, вспоминаемой Церковью сегодня. Она стремилась к премудрости и нашла ее – нашла Христа, в котором обрела полноту Премудрости и свое счастье. Господь обручил ее Себе, и она хранила Ему верность. К этому исканию премудрости присовокупилось стояние в вере и свидетельство о ней, подвиг мученичества.
Юная дева Екатерина была непреклонна в своих христианских убеждениях, и никоим образом невозможно было склонить ее к поклонению языческим богам. Несмотря на угрозы и разного рода обещания и соблазны, она сумела убедить 50 мудрецов Египта в том, что ее вера истинна, и оппоненты не только были посрамлены, но и сами обратились ко Христу. Святая же до конца испила чашу страданий: ее подвергли жестоким мучениям, колесованию. Был такой древний способ мучительных истязаний, когда человека привязывали к колесу и острые ножи иссякали его плоть. В конце концов Екатерина, победившая мучителей и стяжавшая истинную премудрость, была усечена мечом.
Мы, дорогие братья и сестры, часто проводим наши дни как щепки, носимые бурными волнами житейского моря. Где же наше искание премудрости, где наше желание стяжать ее и прийти к ее Источнику?
В греческом языке есть такое слово – «логос» (λόγος). Во-первых, это наименование Сына Божия до воплощения – Христос есть Логос, Слово Божие. Во-вторых, оно означает еще и мудрость, премудрость, учение. Так что Божественное Слово является Источником Премудрости. Примечательно, что одно из обозначений животных по-гречески звучит как άλογο: частица отрицания и слово логос, то есть «бессловесное, неразумное, немудрое».
Но ведь часто и мы ведем себя как животные! Мы не стремимся к премудрости и живем как человекообразные животные. Юная дева Екатерина показывает нам пример стремления к премудрости и стяжания ее, образец верности Слову Божию.
Ее жизнь как христианки продолжалась совсем недолго. А мы годами ходим в храм Божий, но так и не можем ничему научиться. Дай нам Бог, дорогие братья и сестры, жить в искании премудрости, слова Божия. И пусть пример великомученицы Екатерины направляет и вдохновляет нас в этом шествии к Слову Божию, Божией Премудрости.
Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"
Официальный сайт Рязанской Епархии